Не так страшны сочинения, как их малюют


Вы как ни в чем не бывало пришли на урок. Никому ничего плохого не сделали. А тут вдруг как снег на голову: доставайте двойные листочки, будем писать сочинение. Вот это поворот! Мысли путаются, в голове каша, не знаешь, с чего начать. Эх, надо было притвориться больным и остаться дома!

Так, стоп! Отставить панику! Предупрежден – значит вооружен. Сейчас мы с вами подготовим сани, которые ловко поедут, когда внезапно понадобится написать сочинение.

Прежде всего нужно успокоиться, обдумать тему и выбрать. в каком стиле будет наше сочинение. Это будет характеристика чего-либо (например, описание роли главного героя в рассказе), повествование (как я провел это лето/зиму/рабочую неделю) или рассуждение на тему (например свои мысли на тему “Как худые сообщества развращают добрые нравы”). 

Определились? Ну тогда дело уже в шляпе. Сейчас мы с вами рассмотрим план сочинения для каждого из таких типов, и можно приступать. Будем исходить из того, что предмет вам знаком и рассуждать на тему “Техника безопасности при работе с резонансным циклическим ускорителем с неизменной в процессе ускорения длиной равновесной орбиты” вам не придется.

Сочинение-описание

1. Представление предмета сочинения. О ком или о чем конкретно пойдет речь в сочинении? Если это настоящий человек, нужно рассказать где и когда жил, чем прославился. А если речь про героя книги, то какую роль он сыграл в сюжете.

2. Основные признаки предмета сочинения. Дальше хорошо будет рассказать о том, как описываемый предмет, явление или герой повлияли на мир, общество, науку (и тому подобное) и почему мы вообще об этом сейчас пишем сочинение.

3. Мнение учащегося о предмете сочинения. Тут автор сочинения должен рассказать, что он сам думает по поводу предмета сочинения. Нравится или не нравится? Чему это явление, человек или герой учат или влияют лично на вас? Не забывайте, что свою позицию нужно снабдить доказательствами.

4. Заключение. Последняя часть сочинения-описания должна содержать краткий вывод из вышеизложенного. Обобщите вышесказанное в нескольких предложениях.

Сочинение-повествование

1. Вступление. Для начала ученику нужно кратко обозначить время и место событий, о которых пойдёт речь.

2. Завязка. Начало действия. Здесь даются краткие характеристики героев предстоящего рассказа и описываются события, предшествующие кульминации. 

3. Кульминация. Развитие действия приводит к главному событию повествования. Это должен быть самый напряжённый и яркий момент рассказа, то, ради чего всё писалось.  

4. Развязка. Финал истории. Описание событий, последовавших за кульминацией: к чему привели действия героев и чем всё закончилось.

5. Заключение. Тут стоит порассуждать о том, какие выводы вы можете сделать из данной истории, и выразить своё отношение к героям и их поступкам.


Сочинение-рассуждение

1. Вступление. В случае с этим видом сочинения начать нужно сразу с вашего отношения к описываемой проблеме или вопросу. Важно обозначить свою позицию, сформулировать свой ответ на поставленный в заглавии вопрос и только потом приступить к доказательства.  

2. Аргументы. Это основная часть. Здесь нужно убедить читателя согласиться со своей точкой зрения. Для этого можно использовать собственный опыт, цитаты из литературы, мнения экспертов, данные статистики и так далее. Чем убедительнее и разнообразнее будут аргументы, тем лучше. 

3. Заключение. В финале нужно чётко и лаконично подытожить вышеизложенное: описать, какое значение имеет поставленная проблема для общества, что можно и нужно сделать для её решения.  

Ну что, полегчало? Не бойтесь сочинений! Просто нужно собраться с мыслями, составить план и приступить к делу. Знаете бородатую шутку о том, как съесть слона? По кусочкам! Так и с сочинениями, их тоже можно и нужно делить на части. Удачи в учебе!